Эмоции и ребенок – это универсальный язык общения. Базовые эмоции – страх, радость, отвращение, интерес, удивление – понятны общающимся, даже если они говорят на разных языках.
Что встроено в человеческую психику
Распознавание выражения лица и способность выражения базовых эмоций встроено в человеческую психику и маленькие дети это проявляют. Младенец в четыре месяца улыбнется в ответ на адресованную ему улыбку или на ласковое укачивание. Это уже не подражательное «отзеркаливние» или рефлекс, а реакция на приятное событие. А уж свое горе и отвращение младенцы выражают весьма ярко.
Механизм проявления эмоций ребенка
Механизм проявления эмоций в выражении лица или в поведении обеспечивает в первую очередь выживание. Крик или улыбка младенца помогают взрослым понять, когда ребенок голоден или обеспокоен.
Эмоции ребенка, формирование с возрастом.
Младенцы не могут контролировать эмоции, что зачастую приводит к детским истерикам, Это примерно, как если испытывать в душе бурю каждую минуту. Способность к контролю эмоций формируется постепенно, в течение долгого времени, вплоть до взрослого возраста.
Эмоции ребенка от года до двух лет:
С жизненным опытом усложняются процессы восприятия и распознавания. Они «затачиваются» на обеспечение выживание организма автономно. В годик младенец дольше смотрит на испуганное лицо, чем на счастливое. Ему становится необходимо получать больше информации от окружающего мира в целях безопасности.
Эмоции ребенка от двух лет до трех:
В более взрослом возрасте, после двух лет, эмоции ребенка меняются. Адаптивные механизмы, связанные, например, со страхом обеспечивают быстрое реагирование прежде осмысления ситуации. Ребенок одернет руку или испытает отвращение при виде комка шерсти в виде крысы или кляксы, похожей на паука.
Активность мозга, связанная с эмоциями затрагивает все области мозга. Благодаря эмоциям организм получает как сигналы для нервной системы – выброс адреналина, быстрая реакция. Так и включает мыслительную обработку – воспоминания, интерпретацию, воображаемые образы. Эмоции ребенка активируют оба полушария мозга, и правое и левое.
Эмоции ребенка от трех лет до четырех:
В возрасте от трех лет, умение контролировать и осознавать эмоции начинается со способности к сопереживанию. В жизни можно наблюдать феномен «заразного плача»: если в комнате несколько младенцев и один из них плачет, то в конце концов, заплачут все. Уже в два-три года развитый малыш способен понять горе соплеменника и оказать поддержку, утешить.
Эмоции ребенка от четырех лет и старше:
К пяти годам дети понимают и предвосхищают чувства других людей. Они начинают осознавать, что от их поведения зависит достижение цели. В шесть лет ребенок может испытывать чувство вины, даже если напроказничал не он сам. К девяти годам он способен разобраться, что если натворил не он, то и переживать нечего. И даже будет защищаться в случае несправедливого обвинения.
Самоконтроль ребенка
Самоконтроль обеспечивает стратегию поведения для достижения цели. Способность к самоконтролю зависит, грубо говоря, от двух вещей: темперамента и воспитания. Рассмотрим эти параметры подробнее.
Темперамент ребенка
Прежде всего, темперамент – это особенность нервной системы, заложенная от природы. По данным некоторых исследований эмоциональные различия и особенности реакции на события у ребенка определяются сбалансированностью работы правого и левого полушария мозга.
Воспитание ребенка
Целью воспитания в лучшем варианте должно быть использование природных данных и обучение рационально реагировать. Сложное восприятие эмоций и неоднозначность реакции, умение распознать влияние различных обстоятельств формируются в течение долгого времени. Родительская забота в формировании самоконтроля заключается в терпеливой работе, прежде всего над собой. Взрослые, которые осознают, что ребенку трудно справиться с эмоциями и поддерживают его, имеют больше возможностей обеспечить его безопасность и социализацию. Зачастую на психологическое поведение влияет также, самооценка ребенка, но эта тема другой статьи.
Подытожим. Эмоции и ребенок
Эмоции и ребенок. Возможно, ощущение свободы от неприятных эмоций – это мечта многих людей. И желание оградить от них ребенка также вполне объяснимо. Но не стоит забывать, что негативные эмоции ребенка обеспечивают включение всех адаптивных механизмов. Полноценное развитие включает в себя понимание сложности и разнообразия человеческих реакций. Чем интереснее эмоции, тем умнее и сложнее развивается мозг.
Понравилось? Поделись ссылкой: в соцсетях
Вам также может понравиться:
- Первый год жизни ребенка: физическое и психическое развитие
- Как развить интеллектуальные способности ребенка. 10…
- Часто задаваемые вопросы про аниматоров на детском празднике
- Детские страхи. Советы специалиста.
- Развитие эмоциональной стабильности у младенцев. 5…
- Детские страхи. Как избавить ребенка от страхов.