Физическое наказание ребенка — это насилие?

Физическое наказание ребенка

Привычно осуждая физическое наказания ребенка, называя его не иначе как насилием, не остается места для спокойного и внятного разговора на эту тему.

Практика показывает, что есть две крайности — либерализм, когда ребенку все дозволено, и авторитаризм. Между двумя педагогическими практиками – зияющая пропасть и так часто не хватает «золотой середины».

Также, нередки случаи, когда, сегодняшние мамы и папы, с ужасом вспоминая наказания своих родителей, во что бы то ни стало стараются избежать педагогических срывов, постоянно задавая себе вопрос: как быть сдержанным с ребенком?

Применять физическое наказание ребенку или нет.

Как это выглядит на практике? Мама долго и терпеливо говорит ребенку, что так не надо делать. Объясняет снова и снова, она уже потратила полчаса. Исчерпала весь запас своих аргументов. Сравнялась с Демосфеном* по красноречивости и ораторскому искусству. Ничего не добившись, вдруг ни с того ни с сего, срывается в истерический крик, а возможно и эмоционально заряженные шлепки.

*Демосфе́н (др.-греч. Δημοσθένης, Dēmosthénēs; 384 г. до н. э., Афины — 12 октября 322 г. до н. э.) — Древнегреческий афинский государственный деятель и оратор. Материал взят из сайта wikipedia.org.

Есть специальный термин – «довели». То есть виновата не мама, а тот или те, кто ее довел. С одной стороны, «довели» это индульгенция для мамы, с другой, таким образом, мама расписывается в собственной беспомощности, потому как ребенок ведущий (он «довел»), а мама ведомая (ее «довели»).

Такой воспитатель оказывается в ситуации алкоголика, который завязал и сорвался: его неконтролируемо «несет», огромное чувство вины, формирование низкой самооценки, состояние жертвы и поиск виновного.

Родителю-«алкоголику», движимому чувством вины, сопутствует желание во что бы то ни стало все исправить, это приводит к «идеальной» «бесконфликтной» модели взаимодействия с ребенком, стоит ли упоминать, что попытка стать идеальным приводит к новому срыву, угрызениям совести и повторению сценария “довели”. К сожалению, возможен сценарий обвинения. Родитель испытывает боль и находит в лице ребенка виновника своей боли: «Какой ты плохой, довел маму…»

Родители, обвиняющие ребенка, делают ему подножку на всю жизнь.

Но, к сожалению, именно так заканчиваются все попытки быть «идеальным». Совершая основные ошибки воспитания ребенка, в сухом остатке получаем ребенка, которого эмоционально отшлепали. Он испытывает страх перед родителем-«психом», получает травму, нередко не только психологическую. Наследует модель дисфункционального коммуницирования, подражая родителю. Опционально ребенок получает чувство вины, ведь это он «довел». Родитель теряет в авторитете и в своих глазах, и в глазах ребенка.

Физическое наказание ребенка. Пофантазируем на тему как могло быть по-другому.

Ситуация №1

Ребенок делает недозволенное, дерзит, обзывает… Родитель спокойно и строго, но с любовью, глядя в глаза ребенку, говорит, что так делать нельзя, объясняет причину и обещает отшлепать, если подобное повторится.

Ситуация №2

Ребенок, внимательно послушав, через какое-то время делает то же самое. Родитель твердо, но без нервных подергиваний, берет сына или дочь за руку и отводит в сторонку. Убеждается, что они наедине и вспоминает ребенку об обещании наказать.

Ситуация №3

Родитель наказывает, достаточно сильно, чтобы ребенок почувствовал, но спокойно, что позволяет дозировать силу и «сохранять свое лицо».

Ситуация №4

Плачущего и наказанного усаживают на колени и объясняют еще раз, что так делать нельзя, и родители очень хотят, чтобы его любимый малыш вырос культурным, вежливым… хорошим, одним словом. Заверяют в любви, ведь именно потому что, ребенка так любят, ему не позволяют делать плохие вещи, чтобы остановить и предостеречь – наказывают.

Ситуация №5

Следует пообещать, что в подобной ситуации наказание последует впредь, быть последовательным в будущем, а в настоящем поцеловать и отпустить гулять дальше.

Подытожим на тему физическое наказание ребенка

Иными словами, физическое наказание ребенка можно применять только в случае, когда родитель спокоен, а не зол. Когда контролирует себя и несмотря на физическое наказание ребенка, готов преподать урок любви, дав ему понять, что он, родитель разделяет поступок своего малыша и так же несет за него ответственность.

Но все же стоит выделить принципиальные пункты отличия, упустив, конечно, очевидные.

1. Есть удары детства, такие как пощечины или удары при всех, «злые» удары, которые остаются навсегда и последним, что впечатывается в память ребенка пережившего такое, это перекошенное лицо папы или мамы. В предложенном альтернативном варианте последнее — это слова любви и спокойное лицо родителя.

2. Уважение к себе и ребенку, которого наказывают достойно, наедине, а не при всех, в неподходящей ситуации.

3. Быстрее усваивается желательная норма поведения.

4. Коммуникация вместо отчуждения.

Выводы по статье: Физическое наказание ребенка.

Можно еще много писать об отличиях и преимуществах, но, возможно, стоит хоть раз попробовать и наблюдать свои чувства и внутренние реакции, динамику поведения и отношения ребенка. Тогда можно будет с большей долей вероятности утверждать подходит ли такой воспитательный прием конкретной семье или нет.

Понравилось? Поделись ссылкой: в соцсетях

VK
OK
Telegram
WhatsApp

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх