Великий «Нехочуха» или кризис трех лет.

Кризис трёх лет

Три года — это период, когда дети начинают ощущать себя в этом мире по-другому. Еще недавно малыш радостно исполнял любые просьбы, соглашался на все предложения взрослых, был покладистым и ласковым, но что-то произошло, и он в одночасье изменился. Стал делать все наоборот, выказывать недовольство, упрямиться. Готовьтесь, у вашего малыша наступает – кризис трех лет.

Кри́зис трёх лет (др.-греч. κρίσις – решение, поворотный пункт) — возрастной кризис, возникающий при переходе от раннего возраста к дошкольному, характеризующийся резкой и кардинальной перестройкой сложившихся личностных механизмов и становлением новых черт сознания и личности ребёнка, а также переходом к новому типу взаимоотношений с окружающими. Источник: ru.wikipedia.org

«Я сам!», «Нет!», «Не хочу!» эти слова так знакомые всем мамам, становятся реакций почти на любое слово или действие родителей. Появляется желание быть взрослым, делать все самостоятельно, проявлять собственное мнение.

Признаки кризиса трех лет.

В педагогической литературе описаны возможные признаки проявления кризиса трех лет:

Негативизм. Проявляется в отрицании ребенком любых предложений со стороны взрослых, при чем содержательная сторона не имеет никакого значения, малышу важно показать свое собственное отношение к делу.

Упрямство. Добиваться своего, не потому, что хочется, а потому, что принято такое решение основной мотив упрямого поведения.

Строптивость. Основан на проявлении детского недовольства, обращен против воспитательных действий взрослых.

Своеволие, своенравие. Изъявляется в желании делать все обязательно самостоятельно, без чьей-либо помощи.

Протест-бунт. Выражается в протестном поведении, иногда даже агрессивном.
Обесценивание. Изменение отношения к близким людям, своим вещам.

Ревность. Нежелание делить родительское внимание и любовь с младшими братьями и сестрами.

Кризис трех лет – это важный и неизбежный процесс в развитии детей, однако он необязательно сопровождается негативным поведением и выявить его наступление возможно только появлением у ребенка собственного «Я».

Внутреннее состояние детей в этом возрасте в значительной степени изменяется, возникает желание утвердиться, зарождается самооценка. Стремление добиваться результатов, не останавливает даже неуспех, как ранее, важным становится оценка его побед окружающими.

Во многом от самих родителей зависит протекание кризиса, при верном подходе, он проходит плавно и заканчивается незаметно, при ошибочном может не только усугубиться, но и продолжатся довольно длительный период.

Как реагировать и что делать родителям?

Изучив структуру кризиса несложно обдумать ключевые принципы своего поведение как родителей.

1. Сдержанность. Знайте, что это состояние является естественным и временным явлением. Спокойно реагируйте на любые проявления негативных эмоций крохи, увидев, что криками и истерикой ничего не достичь, станет искать другие варианты получить желаемое. Ваша задача помочь ребенку преодолеть и выйти из кризиса без психологических и эмоциональных травм.

2. Позитив. Постарайтесь, относится к этой ситуации с юмором. Понапрасну не упрекайте деток. Выражайте свое отношение к конкретному поступку, а не к самому ребенку: «ребенок хороший, поступок – скверный». Не забывайте хвалить малыша, ведь этого сейчас ему очень не хватает. Помните об «эффекте зеркала»: взрослый повышает голос, срывается, кричит, и ребенок устраивает истерики подсознательно копируя поведение. Родители же могут проявить терпение, перевести негатив в шутку, переключить внимание на что-то интересное и карапуз сам увлекшись новым делом успокоится.

3. Гибкость. Без сомнения, потакать всем капризам своего маленького командира- не выход. Но все же в отдельных ситуациях можно и уступить, дав ребенку возможность проявиться.

4. Внимательность. В этот период забота мамы и папы нужна как никогда. Разговаривайте, советуйтесь, привлекайте к участию во взрослых делах, давайте на все вопросы «почемучки» развернутый ответ. Если есть возможность ходите на детские выставки, путешествуйте. Самое важное будьте рядом. Не оставляйте его наедине с самим собой.

5. Способность идти на компромисс. Всегда старайтесь договориться с ребенком, предлагайте ему различные варианты разрешения ситуации. Спрашивайте его мнение, просите высказать свою позицию, привести аргументы, почему нужно поступить так, а не иначе. Это позволит немного остудить запал вашего чада, а также способствует развитию умения формулировать свои мысли правильно

Во всем поможет игра.

Нельзя забывать, что основной вид деятельности в этом возрасте – это игра. Так воспользуйтесь этим чудесным средством в своих воспитательных целях. На сегодняшний день в книжных магазинах, в интернете можно найти огромное количество предложений, во что можно поиграть с ребенком. Важно найти именно такие, которые позволят малышу почувствовать себя важным, самостоятельно принимать решения, предлагать свои условия. Это всевозможные ролевые, сюжетные игры.

А в принципе, игра является благоприятной почвой для построения хороших взаимоотношений с детьми, учитывая, что в этом возрасте у них очень яркое, своеобразное мышление, хорошо развита фантазия, всевозможные методички могут не понадобиться, малыш сам предложит «1000 и одно» занятие, вам же останется лишь поддержать его инициативу. И тот временной промежуток обусловленный, как кризис трех лет, пройдет в вашей семье играючи.

Так же может быть интересно: Детская жадность. Причины детской жадности.

Понравилось? Поделись ссылкой: в соцсетях

VK
OK
Telegram
WhatsApp

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх